«Нафтогаз Украины» не получал от «Газпрома» предложений о мировом соглашении по спору в Стокгольмском арбитраже, заявил исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко. Он добавил, что «Нафтогаз» не собирается отказываться от своих требований, а также обвинил Россию в намерении полностью прекратить транзит газа через Украину после запуска «Северного потока — 2».
Из публичных заявлений руководства «Нафтогаза» можно сделать вывод, что они и дальше намерены все торпедировать. Они говорят, что они намерены противостоять строительству «Северного потока — 2». Читай — просить американцев, чтобы они вводили санкции, несмотря на протесты европейского бизнеса. Также они заявляют, что они готовятся к остановке транзита.
Так что реальная позиция нынешнего руководства «Нафтогаза» заключается в том, чтобы добиваться остановки строительства «Северного потока — 2», а также готовиться к остановке транзита газа. То есть они хотят запереть Россию на украинском транзите, но транзит при этом остановить, оговорка по Фрейду получается.
Однако сейчас становится очевидным, что европейцы продолжение «Северного потока — 2» на своей территории к 1 января 2020 года полностью достроить не успевают, вторая нитка «Турецкого потока» в Европе к этому времени тоже достроена не будет. Из этого следует, что Россия и Европа нуждаются в продолжении транзита газа через Украину, а украинцам деньги от транзита нужны, да и реверсная схема у них работает только тогда, когда есть транзит.
Однако мы продолжаем слышать заявления украинской стороны о том, что транзита точно не будет, что «Газпром» сорвет переговоры и так далее. Здесь возникает вопрос, на чем основана такая позиция, поскольку Россия уже неоднократно давала понять, что готова к переговорам и новым сделкам.
Единственное, чем можно объяснить поведение Украины, это ориентация на позицию США, которые как раз хотят остановить строительство СП-2 и запереть Россию на украинском транзите, чтобы в дальнейшем через Украину сокращать объемы поставок российского газа на европейский рынок. Далее это приведет к росту цен на газ, и американский СПГ станет конкурентоспособен в Европе.
Российское предложение вполне адекватное, наша позиция очень проста: давайте откажемся от взаимных требований по условиям «качай или плати», и по условиям «бери или плати», приведем все к нулевому знаменателю, а дальше подпишем соглашение о транзите хотя бы на 2020 год. Это было бы выгодно всем.
Но пока что мы не видим, чтобы украинская сторона хоть что-то предложила. Дело в том, что после завершения первичных разбирательств в Стокгольмском арбитраже, где «Нафтогаз» оказался в плюсе, его руководство выписало себе многомилионные премии и потратило их. А если сейчас они пойдут на мировую, и уже никто никому ничего не будет должен, то им придется вернуть деньги. Так что шкурный интерес руководства «Нафтогаза» здесь тоже присутствует.
|