Ведомство хочет покончить со спорами по доступу в трубу ФАС намерена продолжить практику выдачи ценовых рекомендаций для низкоконкурентной химической отрасли. За ценовыми механизмами для монополизированных рынков хлоркалия и апатитового концентрата могут последовать и рекомендации для инфраструктурных проектов. ФАС уже готовит правила доступа к проблемному аммиакопроводу Тольятти--Одесса, на использование которого претендуют "Тольяттиазот" и россошанские "Минудобрения" Аркадия Ротенберга. Как сообщила "Ъ" глава управления контроля химической промышленности и АПК ФАС Анна Мирочиненко, служба разрабатывает рекомендации по недискриминационному доступу к инфраструктуре в химическом комплексе. По ее словам, также может начаться подготовка рекомендаций на рынке серы, где монопольное положение занимает "Газпром", и согласование маркетинговой политики "Башсоды". Пока речь идет о трубопроводах, вокруг которых регулярно возникают конфликты. ФАС изучала два проекта -- этиленовое кольцо и аммиакопровод из России до Одессы. Этиленовое кольцо -- продуктопровод Салават--Стерлитамак--Уфа--Нижнекамск--Казань, принадлежащий входящему в группу компаний ТАИФ "Нижнекамскнефтехиму". Пользователи трубы ("Каустик" и "Газпром нефтехим Салават") неоднократно жаловались на то, что собственник завышает тарифы на перекачку сырья. Но, как говорит госпожа Мирочиненко, сейчас пользователи работают по долгосрочным контрактам: острота ситуации спала и оперативной необходимости в разработке правил нет. Но новые рекомендации могут коснуться аммиакопровода Тольятти--Одесса (проектная мощность -- 2,5 млн тонн в год), используемого "Тольяттиазотом" и "Минудобрениями" (Россошь) Аркадия Ротенберга. "Минудобрения" еще в 2002 году жаловались Министерству антимонопольной политики на то, что "Тольяттиазот" и российский оператор аммиакопровода "Трансаммиак" отказывали в подключении компании к трубе, но добились подключения лишь через суд. В 2009 году "Трансаммиак" и "Минудобрения" подписали договор на прокачку до 2013 года с автоматической пролонгацией на каждый последующий год на тех же условиях. Но в 2013 году "Минудобрения" захотели увеличить объемы прокачки до 620-650 тыс. тонн в 2014 году и 630-660 тыс. тонн в 2015-2016 годах по тарифу 50,5 руб. за тонну (прокачка в 2013 году -- около 350 тыс. тонн). При этом "Тольяттиазот" прокачивает 1,8 млн тонн в год, еще около 1 млн тонн по украинской части аммиакопровода поставляет "Стирол" Дмитрия Фирташа. Добиться увеличения объемов прокачки "Минудобрениям" пока не удалось: несколько судебных инстанций поддержало компанию, но в июле президиум ВАС вернул дело на новое рассмотрение, сославшись на то, что суды не учли технических ограничений трубы, а порядок формирования тарифа не выяснен. В "Минудобрениях" и "Тольяттиазоте" от комментариев отказались. Сейчас рекомендации ФАС уже регулируют поставки хлористого калия и апатитового концентрата (монопольные поставщики в России -- "Уралкалий" и "Апатит"), вокруг которых ежегодно возникали споры по цене. В начале 2013 года ведомство ввело единый принцип ценообразования для всех потребителей хлоркалия, основанный на минимальной экспортной цене (сейчас -- около $270 за тонну). В переходный период (с 1 января по 1 июля 2013 года) сельхозпроизводителям предоставлялась скидка 30%. Рекомендации по недискриминационному доступу к апатитовому концентрату ФАС выдала в декабре 2012 года. Они предполагали переход с 2014 года на минимальную рыночную цену экспорта за вычетом логистики и пошлины с переходным периодом в 2013 году, но после обвала цен на фосфорные удобрения в мире на 25% в 2013 году он был продлен до 2017 года. Анна Мирочиненко считает, что рекомендации ФАС пошли внутреннему рынку на пользу: с учетом падения цен на все виды удобрений цена, рассчитанная по-старому (внутренняя цена, индексированная на инфляцию), превышала бы мировой уровень. Андрей Шенк из "Альфа-Капитала" считает, что рекомендации в сфере калия и апатитового концентрата, рынок которых монополизирован, были необходимы. Но, по его мнению, лишний контроль государства часто имеет негативные последствия, а при наличии конкуренции ситуацию регулирует сам рынок. Если продукт не связан с экспортом, привязка его цены к мировым котировкам может не отражать ситуации на локальном рынке и привести к нерентабельности производства. Ольга Мордюшенко
|